февраль, 2019
3 ключевых навыка портретиста и как их прокачать

Искусство Фотографии с Иваном Кочергиным
Я занимаюсь фотографией с 2010 года, преподаю с 2013 и за это время у меня сложилось чёткое понимание какие знания и компетенции необходимы портретному фотографу, чтобы добиться успеха и создавать потрясающие карточки. На самом деле всё просто (когда рассматриваешь этот вопрос в комплексе). Думаю после прочтения этой статьи у вас будет чёткое понимание что нужно делать и какие сферы следует прокачать.

Наилучшим результатом своей преподавательской деятельности я считаю успех моих учеников. Лучшая награда для меня — видеть победителей международных конкурсов и успешных коммерческих фотографов среди моих подопечных! Всё благодаря простой системе, настойчивости и упорному труду. Итак, приступим.

P.S. Текст довольно длинный и если вам лень читать ЧТО необходимо прокачать, можете сразу перейти к той части где говориться КАК прокачать навыки фотографа портретиста.


3 + 1 составляющие успеха портретной фотографии

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению основных ингредиентов я обязан упомянуть нулевой уровень, фундамент, без которого далеко не уедешь. В нашем случае это основы фотографии. Без знаний об экспозиции, фокусировке и других технических аспектов съёмки невозможно двигаться вглубь, согласны? Матчасть нужна и от этого никуда не деться. Изобразим на рисунке основы в виде большого круга на котором держится всё остальное.


На то чтобы разобраться с основами уходит от пары месяцев до пары лет, в зависимости от мотивации и навыков приобретения новых знаний. Под основами я понимаю умение снимать в ручном режиме, понимание баланса белого, работа с глубиной резкости, умение создавать резкие и нешумные карточки. Основы это фундамент, базовый уровень. В нашей системе координат назовём его нулевым.

Далее начинается уже более интересная история. Для того чтобы научиться снимать крутые портреты фотограф должен знать следующие вещи: как работать со светом (контрастом, композицией), как обрабатывать фотографии и как работать с моделью. представим эти 3 ключевые компетенции на рисунке.
Я условно присвоил каждому из аспектов уровень. Совсем не обязательно изучать их именно в таком порядке. По моим наблюдениям, чаще всего фотографы движутся в такой последовательности, когда поднимают уровень своего мастерства. Как видно из схемы каждый из кругов знаний соприкасается с 2 другими. Зона пересечения всех 3 кругов — необходимые знания для получения действительно завораживающих портретов. Что же находится в зонах пересечения лишь 2 из 3 кругов? Давайте выясним.

Если фотограф обладает навыками в управлении светом и обработкой, но не знает как спланировать съёмку, как взаимодействовать с моделью, кроме того правила позирования и создания естественного образа для него неизвестны. В таком случае снимки могут быть красивыми внешне: с грамотным светом, нежной обработкой, но совершенно пустые по содержанию. К таким фотографиям не хочется возвращаться и задерживать взгляд. О них забываешь сразу после пролистывания. Фотографии этой категории я чаще всего встречаю в социальных сетях (за исключением совсем уж печальных случаев).

Во втором случае фотограф обладает навыками обработки, умело общается с моделью и выстраивает эмоциональный контакт во время съёмки, но при этом совершенно не умеет управляться со светом. Такие карточки могут вызвать отклик в душе зрителя. К сожалению огрехи по свету крайне сложно поддаются обработке, но даже если и поддаются, на это уходит тонна времени. Фотографов, которые обладают только лишь этими двумя компетенциями я практически не встречал, редкий зверь в общем)

Наконец в третьем варианте фотограф знает как работать со светом и моделью, но ему не достаёт навыков обработки. В целом не самый плохой вариант, если выбирать 2 из 3 навыков я бы выбрал именно эти. Какие проблемы могут быть у такого фотографа? Конечно же проблемы с цветом и местами ретушью портретов (всё таки без этого никуда не деться).

Вот мы и подобрались к идеальному фотографу портретисту, который обладает всеми 3 навыками, что даёт ему возможность снимать по-настоящему захватывающие дух портреты. На рисунке ниже я схематично описал вышеизложенные доводы.

Думаю вы согласитесь со мной, что сложно переоценить обладание всеми тремя навыками для портретного фотографа. Как же их освоить и перейти на новый фотографический уровень? Я бы советовал следующую последовательность:

1) Для начала конечно же освоить основы фотографии (если они еще не сидят у вас на подкорке). вы должны максимально быстро выстраивать экспозицию, знать как влияют различные объективы на получаемую картинку и как добиться максимальной резкости.

2) Следующим этапом я рекомендую изучать свет. Хорошим пособием являются работы мастеров фотографии, качественное кино и конечно мир вокруг. Нужно меньше пялиться в телефон, а больше смотреть по сторонам: как ложится свет, как он отражается, при каком освещении лица людей смотрятся лучше и т.п. Я часто использую приём «гадания по руке», который позаимствовал у одной гадалки (нет).
3) Изучение обработки происходит не то чтобы само собой, но параллельно всему вашему фотографическому пути. Здесь мой совет такой: как можно скорее пересаживайтесь с jpeg на Raw. Если вы не знакомы с программами конвертации сырых файлов, то это первое что вы должны сделать. К ним относятся Lightroom, Adobe Camera Raw (встроенный в фотошоп), Capture One и им подобные. Эти программы позволяют быстро обрабатывать большие массивы фотографий, гибко настраивать цвет всей серии, ретушировать и устранять основные технические огрехи.

Только после того как вы покорите RAW-конвертер можно переходить к фотошопу, это отдельный мир, со своими законами и на изучение его у вас уйдёт в разы больше времени. Чтобы не демотивировать себя сложностью этого инструмента, лучше подходить к нему подготовленным. Для развития вкуса как нельзя лучше подходит традиционное искусство — ходите в галлереи, впитываете творчество всеми фибрами души. Кинематограф, кстати тоже подойдёт, но не Голливудские блокбастеры, а более качественное кино.

4) Работа с моделью самая недооцененная часть в современной фотографии. По какой-то причине этому вопросу уделяется меньше всего времени и внимания. По своему опыту могу сказать, что приятная атмосфера во время съёмки — один из главных факторов успеха фотосессии. Если контакта нет, каким бы ни были красивыми свет и обработка, кадры не вызовут у зрителя восхищения. Для прокачки этого навыка следует читать книги по психологии и позировании. Из рекомендуемых авторов — Роберт Чалдини (Психология влияния), Джек Шафер (Включаем обаяние по методике спецслужб), Алан Пиз (Язык телодвижений), Уильям Мортенсен (Проблемы позирования).

Но важнее всего конечно же много общаться и учиться на практике. Чем больше вы взаимодействуете с людьми, тем лучше их понимаете. Интересный факт — часто люди остаются довольны фотосессией просто потому, что это был приятный и интересный опыт, а фотографии уже несколько вторичны. Нередко клиенты оставляют мне восторженные отзывы и пишут благодарности в личку, даже еще не увидев ни одной фотографии! Для тех кто занимается коммерческой фотографией (или планирует превратить хобби в заработок) это просто критически важный навык, не правда ли?


Ответьте на несколько вопросов:

Хотелось бы вам освоить все эти знания и стать профессиональным портретным фотографом?
Увеличить стоимость и ценность своей работы для клиента?
Научиться общаться с моделью и находить общий язык?
Знать тонкости позирования, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
Создавать божественные работы, которые будут привлекать клиентов? Получать много лайков и признание коллег?
Если на большинство вопросов вы ответили да, то у меня для вас есть хорошая новость!

В течение нескольких месяцев я готовил новый образовательный курс для фотографов и вот, я наконец готов его представить широкой публике. В курс входит 4 блока, каждый из которых отвечает за свою ключевую компетенцию:


- Знакомство и организационные детали курса.
- Оптика, типы объективов, плюсы и минусы, сферы применения.
- Экспозиция, от чего она зависит, алгоритм настройки, экспонометр.
- Глубина резкости, 3 фактора влияющие на ГРИП, методы работы.
- Как добиться наилучшей чёткости изображения, девайсы для фотографа, практические приёмы усиления чёткости во время съёмки.


Блок 2. Свет
- Объём в фотографии, влияние яркости и цвета, приёмы создания иллюзии трёхмерности плоской фотографии.
- Свет часть 1. Мягкость и жёсткость света, контрастность света, правило обратных квадратов
- Свет часть 2. Классификация света по направлению и назначению, создание атмосферы кадра светом.
- Композиция, правила и исключения в портретной фотографии
- Динамика и как её передать на статичной фотографии.


Блок 3. Обработка
- Основы Lightroom, каталогизация, фильтрация, импорт, экспорт, настройки для комфортной работы
- Обработка часть 1. Баланс белого, тоновая обработка, кривая, работа с цветом и перевод в чб.
- Обработка часть 2. Работа с шумом, резкостью, абберациями, дисторсией, творческие эффекты и калибровкой.
- Ретушь и локальные коррекции, кадрирование, радиальный и линейный градиенты, продвинутое маскирование.
- Потоковая обработка и практика обработки портретов от А до Я.


Блок 4. Работа с моделью
- Подготовка к съёмке, поиск модели, локации, составление moodboard и съёмочного плана.
- Психология работы с моделью, общение до и во время фотосета, обратная связь, позитивное подкрепление и т.д.
- Позирование. Как надо и не надо делать, роль осанки, дыхание, алгоритм позирования, взгляд, позирование в паре.
- Алгоритм позирования, практические приёмы по позированию и созданию естественной улыбки на фотографиях
- Естественность, позирование без позирования. Натуральные ситуации, история персонажа, как наладить контакт.


Основным отличием курса является заточенность на практику и обратную связь. После каждого урока ждёт практическое домашнее задание, по выполнении и проверке которого, открывается доступ к следующему уроку. Такая система доказала свою эффективность, ведь полученные знания закрепляются только с практикой, никак иначе! Прохождение курса позволит вам освоить все необходимые для портретиста знания в короткие сроки. По времени весь курс занимает от 1 до 2 месяцев (в зависимости от скорости сдачи домашних работ).

Так как курс проходит онлайн, нет привязки к одному времени. Каждый студент начинает и проходит курс в комфортном для себя ритме. Это особенно важно в наше занятое время, когда сложно загадывать даже на неделю вперёд, не говоря уже о месяце — двух.

Надеюсь к этому моменту я достаточно заинтриговал вас! Ознакомиться с курсом и записаться на него можно по ссылке ниже. Кстати, каждый из блоков можно проходить отдельно, если вам необходимо прокачать что-то одно или два, а не всё сразу.

Подписывайтесь на Искусство Фотографии в соцсетях
Подпишись на рассылку
Буду присылать новые посты и эксклюзивные материалы не представленные в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda