1. Баланс белого (ББ)
Прежде чем делать хоть какие-то телодвижения в плане обработки необходимо выставить правильный баланс белого. Это можно сделать пипеткой (которая есть в Lightroom, Adobe Camera Raw, Capture One и практически любом другом редакторе), либо понадеяться на автоматическую настройку, либо всё сделать вручную. В любом случае это супер важно. Даже если вы собираетесь достаточно сильно менять карточку по цвету и агрессивно тонировать. Лучше это делать на изначально чистую по цвету фотографию. Бывают конечно исключения, когда слегка смещённый ББ создают правильную атмосферу в кадре, но это скорее исключение из правила.
В некоторых случаях ББ сложно настроить правильно из-за того что фотография недоэкспонирована и все цвета выглядят перенасыщенными. В таком случае сначала нужно поднять экспозицию до нужного уровня, а уже потом работать с балансом.
2. Кадрирование
По моему опыту кадрированием пренебрегают чаще всего. Хотя, если подумать, это едва ли не самый мощный инструмент при редактировании фотографий. Посмотрите на эту знаменитую фотографию Арнольда Ньюмана. Оригинал и финальная версия отличаются достаточно сильно. Композиция стала намного интереснее. Не отказывайте себе в удовольствии, пробуйте разное кадрирование.Если кадрировать главного персонажа по центру и оставлять много свободного места вокруг — получите ощущение одиночества, пустоты, потерянности. Если смещать фокус внимания с центра в сторону по «правилу третей», то получите больше динамики. Если же оставлять место перед взглядом героя на фото, то таким образом позволяете зрителю проследить куда же он смотрит. А если взгляд сразу упирается в рамку кадра — это символизирует загнанность, безвыходность и, в некоторой степени, близорукость героя, его нежелание смотреть в будущее.
В пейзажах я люблю оставлять много неба на фотографии, это создаёт ощущение пространства и господства природы над человеком. В портретах же наоборот предпочитаю более плотное кадрирование, но исключения случаются конечно же)
Огромное пустое небо создаёт ощущение незначительности человека (и его строений) относительно природы
3. 16-ти битный цвет
При обработке фотографий в фотошопе у вас всегда есть 2 опции работать с 8 или 16 битным цветом. В чём же отличие спросите вы. Глубина цвета в 8 бит позволяет получить 256 оттенков на канал (красный, синий и зелёный). В случае использования 16 битного цвета у нас имеется более 65536 оттенков на канал. В большинстве случаев неискушенный зритель не заметит разницы между 8 и 16 битным изображением. Но разница есть и она проявляется именно при обработке. Когда мы корректируем контраст и цвет мы растягиваем и сжимаем гистограмму фотографии.При значительных изменениях начинают появляться артефакты — ступенчатые градиенты. В 16 битном режиме они менее заметны или вовсе отсутствуют. Хитрость состоит в том, что 8 битные изображения могут (в большинстве случаев) отображать картинку правильно, но не в процессе обработки. То есть при обработке в 16 битах на канал и сохранении в jpeg (который по умолчанию 8 бит) фотография будет выглядеть нормально. Однако если обрабатывать в 8 битном режиме и сохранять в нём же — есть вероятность получить некрасивые артефакты.
Некоторые функции Photoshop не работают при 16-ти битной глубине цвета, например Галерея фильтров (Filter gallery). Поэтому чтобы их использовать необходимо поменять битность. После использования фильтров, вы можете опять вернуться в 16-ти битный цвет без потери качества.
4. Уменьшайте количество оттенков
Работа с цветом сложна из-за множества факторов. Тут и индивидуальное восприятие каждого человека, и разница в цветопередаче разных мониторов и банальное отсутсвие насмотренности. Но в чём вы можете точно не сомневаться — так это в том, что чем меньше оттенков используется в изображении, тем легче его гармонизировать. Если в кадре присутствуют чуть ли не все цвета радуги — первое о чём стоит задуматься — от каких оттенков имеет смысл избавиться. Чаще всего фон вносит сумятицу, особенно при съёмке на улице, когда не всегда есть возможность полностью контролировать процесс съёмки. Наиболее яркие и насыщенные оттенки больше всего притягивают внимание зрителя. Если вы не хотите чтобы зритель на фото рассматривал сочную красную куртку прохожего на заднем плане, то стоит её, как минимум, приглушить.Кроме того проблемы с разбросом цветов могут возникнуть из-за самой модели (одежда, макияж). Эти проблемы, конечно лучше решать до съёмки, подбирая образ самостоятельно или со стилистом. Иначе придется провести лишние минуты и часы в фотошопе.
На фото слева присутствует синий оттенок на фоне и одежде, что «загрязняет» фото
Иногда помогает удаление паразитного оттенка с одежды нейтрального цвета (белого, серого, чёрного) или других объектов в кадре цвет которых должен быть нейтральным.
Лучшими помощниками в деле борьбы с оттенками являются корректирующие слои Hue/saturation (оттенок/насыщенность) и selective color (выборочный цвет). Посмотрите на примеры выше и обратите внимание на сколько гармоничнее стало фото с меньшим количеством оттенков!
5. Отдых после окончания обработки
Обработка — процесс не быстрый. После долгого сидения за компьютером глаз замыливается и становится сложно адекватно оценить качество ретуши. Поэтому после окончания обработки не спешите сразу выкладывать свои работы в сеть или бежать печатать в ближайшую типографию. Лучше немного отдохнуть, пойти прогуляться (хотя бы до кухни), выпить чаю, отвлечься одним словом. Можно даже отложить оценку и анализ готовых работ до следующего дня. На свежую голову вам будут более очевидны возможные ошибки, допущенные при обработке. Осталось лишь исправить их и можно публиковать!
Также не забывайте просматривать не только отдельные фотографии, но и всю серию целиком (если вы снимаете сериями). Для этого в Lightroom есть удобная функция под названием Survey. Надо лишь выделить все фотографии в серии и нажать клавишу N.
На этом, пожалуй, всё. Надеюсь эти советы пригодятся вам и вы сможете улучшить и и оптимизировать процесс обработки фотографий. На связи был Иван Кочергин, и канал Искусство Фотографии сами знаете с кем)